Журнал (3)

Дефицит пресной воды является одной из наиболее серьезных экологических проблем современности. По мере роста населения, значительно увеличивались масштабы потребления воды, и, соответственно, ее дефицита, что впоследствии становилось причиной ухудшающихся условий проживания и замедляло экономическое развитие стран, испытывающих нехватку питьевых ресурсов.

С другой стороны, глобальный кризис, вызванный изменением климата, неразрывно связан с водой. Изменение климата усиливает изменчивость водного цикла, вызывая тем самым экстремальные погодные явления, снижая предсказуемость запасов воды, ухудшая ее качество и угрожая устойчивому развитию.

Сегодня доступность пресноводных ресурсов на душу населения значительно сокращается. За последние четыре десятилетия этот показатель сократился на одну треть. Согласно Докладу о развитии мировых водных ресурсов, подготовленного ООН-Водой в 2018 году, число людей, которые ежегодно будут проживать в районах с водным дефицитом в течении целого месяца, вырастет с 3,6 миллиардов на сегодняшний день до 4,8 — 5,7 миллиардов человек из девятимиллиардного населения Земли в 2050 году. В то же время число людей, проживающих в зонах риска селей, вырастет с 1,2 миллиарда на сегодняшний день до 1,6 миллиардов.

Как известно, Таджикистан богат водными ресурсами - около 60% водных ресурсов Центральной Азии поступает из ледников Таджикистана. Если в XX веке в Таджикистане насчитывалось более 14000 ледников, площадь которых равнялась 8 % общей территории страны, то, из-за влияния изменения климата эти ледники начали интенсивно таять и, к сожалению, на сегодняшний день, полностью растаяли более одной тысячи ледников Таджикистана, а объем массы ледников страны за относительно небольшой период сократился почти на треть.

В этой связи, на Международной конференции по изменению климата в Копенгагене в 2009 году лидер Таджикистана, обратив внимание мирового сообщества на ускоренное таяние ледников в различных частях нашей земли, в том числе и на крупном леднике Федченко в Таджикистане, предложил создать специальный Международный фонд сохранения ледников. Тема защиты ледников имеет особое значение для Республики Таджикистан, потому что ледники являются основным источником чистой воды и их быстрое таяние, наряду с увеличением водопотребления, связанным с ростом населения и экономическим развитием, будет иметь негативные последствия.

Также, на первом онлайн-заседании Панели высокого уровня по проблемам воды и климата в марте 2021 года, Глава таджикского государства выступил с инициативой объявить 2025 год Международным годом защиты ледников и определить дату Всемирного дня ледника.

Своё предложение Президент Таджикистана возобновил, выступая на общих дебатах в рамках 76-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в сентябре 2021 года и на тематической дискуссии высокого уровня ООН: «Осуществление действий в области климата» в октябре, а также в ноябре, выступая на 40-й сессии Генеральной Конференции ЮНЕСКО по вопросам изменения климата. Была подчеркнута важность определения «Всемирного дня защиты ледников», в рамках которого мир смог бы мобилизовать усилия и ресурсы для практических шагов по сохранению ледников – основного источника пресной воды.

Таджикистан определил вопрос влияния изменения климата в качестве одного из самых приоритетных в рамках своего председательства в Международном Фонде спасения Арала и будет прилагать все усилия для привлечения внимания правительств стран региона и мирового сообщества к более активным действиям и принятию неотложных мер в борьбе с этим вызовом.

Впоследствии, Таджикистан, неоднократно с трибун международных площадок по проблемам изменения климата, призывал мировое сообщество принять действующие меры по защите ледников.

Таким образом, исходя из должного понимания нарастающей водной проблематики, а также важности водных ресурсов для достижения устойчивого развития, Таджикистан активно и последовательно продвигает водный вопрос в глобальной повестке дня. Основными составляющими элементами международной водной политики Таджикистана являются глобальные водные инициативы страны, которые были приняты со стороны ООН и стран мира.

Эти инициативы вносят достойный вклад в лучшее понимание водной проблематики на глобальном уровне и придают необходимый высокий приоритет их решению для социально-экономического развития, обеспечения экологической устойчивости, достижения мира и стабильности и, в целом, устойчивого развития.

Инициативы руководства Республики Таджикистан в водной области, поддержанные со стороны ООН, перешли от уровня изучения до практической реализации международным сообществом. Данные инициативы в совокупности направлены на создание новой стратегии для человечества и обеспечение достойной жизни для жителей планеты:

- Международный год чистой воды, 2003;

- Международное десятилетие действий «Вода для жизни», 2005-2015 гг.;

- Международный год водного сотрудничества, 2013. Благодаря инициативе Таджикистана об объявлении 2013 года – Международным годом водного сотрудничества, понятие водной дипломатии было поднято на более действенный уровень, наполнено реальным содержанием: смысл водной дипломатии отличается от своего традиционного или классического понимания, реализация подобных переговоров нового формата требует, чтобы они смогли содействовать успешному завершению расхождений во мнениях по управлению и использованию водных ресурсов транснациональных рек.

Продолжая свои международные действия по решению водных проблем, после успешного и эффективного завершения Международного десятилетия «Вода для жизни-2005-2015гг», по предложению Таджикистана и других стран мира в декабре 2016 года Генеральная Ассамблея ООН объявила период 2018-2028 Международным десятилетием действий «Вода для устойчивого развития, 2018-2028», которое нацелено на поддержку устойчивого развития и комплексного управления водными ресурсами, продвижение сотрудничества и партнерства в поддержку достижения международно-согласованных целей и задач в области водных ресурсов, включая цели и задачи Повестки дня устойчивого развития на период до 2030 года. План действий Генерального секретаря ООН для реализации целей водного Десятилетия действий был обнародован Президентом 73-й сессии ГА ООН 22 марта 2018 года в ходе Мероприятия высокого уровня по ее запуску. В данном плане определены текущая и потенциальная деятельность системы ООН и международных организаций, а также запланированы оперативные меры по поддержке государств-членов в осуществлении водного Десятилетия действий.

В этой связи, Правительство Таджикистана, приверженное продолжению усилий по предоставлению площадки для диалога по вопросам политики, партнерства и действий в области водных ресурсов на глобальном, региональном и национальном уровнях, в рамках реализации Десятилетия проводит конференции высокого уровня при поддержке ООН и других партнеров. Серия этих мероприятий составляет «Душанбинский водный процесс». Будучи частью этого процесса, Первая Международная конференция высокого уровня по реализации целей Международного десятилетия действий «Вода для устойчивого развития», 2018-2028 (Первая Душанбинская конференция по реализации водного Десятилетия действий) состоялась 20-21 июня 2018 года в Душанбе. Результатом конференции стали рекомендации Политическому форуму высокого уровня по устойчивому развитию, который состоялся в 2018 году и принял их для углубленного обзора в рамках выполнения ЦУР6.

6-7 июня текущего года в столице Таджикистана – городе Душанбе состоялась Вторая Международная конференция высокого уровня, посвященная Международному десятилетию действий «Вода для устойчивого развития, 2018-2028 годы» на тему «Стимулирование действий и партнёрства в области водных ресурсов на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях». Данное мероприятие было проведено по инициативе Правительства Республики Таджикистан при поддержке Организации Объединенных Наций.

Важность Второй Душанбинской конференции по Водному Десятилетию действий была еще раз подтверждена на глобальном уровне посредством принятия резолюции ГА ООН 75/212, подчеркивающей, что конференция является ключевым этапом в подготовке Конференции ООН среднесрочному всеобъемлющему обзору выполнения задач Международного десятилетия действий «Вода для устойчивого развития», 2018-2028. Среднесрочная обзорная конференция, которая состоится 22-24 марта 2023 года в Нью-Йорке под председательством Республики Таджикистан и Королевства Нидерландов, является первой в своем роде Конференцией ООН по водным ресурсам после Конференции высокого уровня по водным ресурсам 1977 года в Мар-дель-Плата.

Кроме того, Вторая конференция также обеспечила связь с другими совещаниями по вопросам воды, среди них Боннский водный диалог, Азиатско-тихоокеанский саммит по водным ресурсам в Кумамото и 9-й Всемирный водный форум в Сенегале, в целях консолидации информации для подготовительного процесса к упомянутой Среднесрочной обзорной конференции ООН.

Президент страны уважаемый Эмомали Рахмон в ходе своего выступления на Второй Душанбинской водной конференции напомнил об истории 20-летних усилий и инициатив по решению водных проблем на планете, подчеркнув, что глобальные инициативы «Международный год чистой воды – 2003», Международное десятилетие действий «Вода для жизни, 2005 – 2010» и «Международный год сотрудничества в сфере воды — 2013» способствовали активному сотрудничеству всех заинтересованных сторон в области рационального управления водными ресурсами и реализации проектов в водном хозяйстве, а также внедрения современных технологий и инноваций.

Глава государства уважаемый Эмомали Рахмон высказался о роли четвертой инициативы Таджикистана – Международного десятилетия действий «Вода для устойчивого развития» в реализации международных целей и выразил уверенность, что благодаря сотрудничеству и расширению партнерства в рамках Десятилетия будут найдены пути и методы для достижения Целей устойчивого развития, связанных с водными ресурсами и санитарией.

Также, Президент страны уважаемый Эмомали Рахмон вновь привлек внимание участников Конференции на вопросы изменения климата и его последствий, таяния ледников, защиты окружающей среды, влияния COVID-19 на экономику стран, роста населения, проблемы доступа к чистой воде, санитарии, обеспечения здоровья мирового сообщества, рационального использования водных ресурсов, защиты продовольственной безопасности и снижения воздействия различных факторов на страны.

Следует отметить, что основными задачами Второй конференции явились обсуждение путей и механизмов осуществления целей и задач новой Международной водной декады в целях содействия достижению Целей устойчивого развития, связанных с водой, а также обсуждение дальнейших шагов реализации Плана действий Десятилетия на глобальном, региональном и национальном уровнях. Конференция также предоставила своевременную и важную площадку для выработки конкретных рекомендаций по активизации и укреплению усилий в достижении целей и задач устойчивого развития в области водных ресурсов в преддверии очередного заседания Политического форума высокого уровня ООН по устойчивому развитию, в ходе которой будет рассмотрена Шестая Цель устойчивого развития.

В рамках Конференции были организованы 12 панелей, ориентированных на конкретные действия, связанных с водой. Результаты панелей были представлены в заключительной сессии и отражены в итоговом документе Второй Душанбинской конференции по реализации Десятилетия по воде.

Темы конференции охватили широкий круг вопросов, включая шестую Цель устойчивого развития и других ЦУР, связанных с водой, подходов и механизмов осуществления новой Водной декады, средств имплементации Десятилетия и достижения Целей устойчивого развития.

В рамках Конференции на высоком организационном уровне в ряде городов и районов Таджикистана также прошли форумы, выставки и другие мероприятия, связанные с водой и климатом. Группа гостей, в том числе лидеры Водно-климатического альянса, ознакомились с гидроэнергетическими ресурсами Таджикистана в Нуреке и Рогуне, а в Горно-Бадахшанской автономной области — с сегодняшней ситуацией ледников Таджикистана, включая ледник Федченко и озеро Сарез.

Несомненно, Вторую международную конференцию высокого уровня, посвященную Международному десятилетию действий «Вода для устойчивого развития, 2018-2028 годы» можно назвать «Давосом по водным проблемам», так как в её работе приняли участие официальные делегации 75 стран и более 100 международных и региональных организаций, включая агентств ООН, финансовых институтов, бассейновых организаций. Общее количество представленных организаций, включая академических учреждений, национальных и неправительственных организаций превысило 600. В целом, более 2500 высокопоставленных лиц и политиков, ученых и экспертов из различных регионов мира, представляющих правительства, различные институты ООН, международные и региональные организации, финансовые институты, академические учреждения, гражданское сообщество и частный сектор в течение трёх дней обсуждали самые насущные в сегодняшнем быстроизменяющемся мире водные проблемы. Кроме того, около 500 участников присоединились к работе конференции в онлайн формате.

Таким образом, в настоящее время на национальном, региональном и глобальном уровнях реализуется четвертая инициатива Президента Республики Таджикистан по Международному десятилетию действий «Вода для устойчивого развития» на 2018-2028 годы. Усилия Таджикистана за последние два десятилетия по продвижению водных вопросов в Повестке дня мирового развития, и тот факт, что восемь резолюций Генеральной Ассамблеи ООН по водным вопросам, инициированных Таджикистаном, были единогласно приняты, подтверждает важность затронутых вопросов.

С уверенностью можно сказать, что Душанбинская конференция стала ключевым этапом подготовки к Конференции ООН по среднесрочному обзору Международного десятилетия действий «Вода для устойчивого развития, 2018-2028 годы», которая состоится в марте 2023 года в Нью-Йорке под председательством Таджикистана и Нидерландов. Ожидается, что Нью-Йоркская конференция станет исторической не только с точки зрения времени (впервые почти за 50 лет), но и с точки зрения результатов, знаменуя собой поворотный момент в активизации действий по достижению целей в области водных ресурсов.

Судьбоносная роль XVI сессии Верховного Совета в формировании современной таджикской государственности

После распада Советского Союза Республика Таджикистан 9 сентября 1991 года объявила о своей независимости. Однако, следует отметить, что государственная независимость нам – народу Таджикистана досталась нелегко. На начальном этапе независимости под влиянием некоторых внутренних и внешних деструктивных сил наша страна была втянута в пучину гражданской войны, которая стала причиной огромных человеческих жертв, неизмеримого экономического, социального и духовного урона, парализовала все институты и основы государственного строя, породила в стране беззаконие и хаос.

В таких тяжелых политических условиях 16 ноября 1992 года во дворце «Арбоб» в Худжанде было созвано заседание 16-й сессии Верховного Совета Республики Таджикистан. Данная сессия стала реальной основой для укрепления государственной власти, формирования национальной независимости, определения направления развития общества на ближайшие годы и продолжения строительства демократического, светского и правового общества. На ней были приняты 74 постановления, законы и другие правовые акты, которые стали определяющими в сохранении национальной государственности и развитии демократических институтов в Таджикистане. Анализ этих документов показывает, что они содержат такие конкретные нормы, которые способствовали выходу страны из этого кризиса, ее продвижению по пути современного развития, к демократической, правовой и светской государственности, в основу которой был положен принцип разделения власти. Главной задачей сессии было остановить кровопролитие и образовать руководство в республике, способное повести народ за собой.

Говоря об историческом значении 16-ой сессии Верховного Совета Республики Таджикистан Основатель мира и национального единства - Лидер нации, Президент Республики Таджикистан уважаемый Эмомали Рахмон, который на той сессии был избран Председателем Верховного Совета, отметил следующее: «16-ая сессия Верховного Совета Республики Таджикистан не только смогла сохранить зачатки построения современной таджикской государственности, но и определила дальнейший путь развития государства на основе общечеловеческих ценностей».

Как показали дальнейшие исторические события, избрание Эмомали Рахмона в качестве Главы государства сыграло первостепенную роль в сохранении таджикской государственности и единении таджикского народа. Ему предстояло выступить в качестве архитектора, на плечи которого возложили строительство новой таджикской государственности на твердом фундаменте политического, экономического, социального и культурного единения таджикского народа. Строительство нового государства при этом должно было опираться на общемировые ценности – соблюдение прав и свобод человека, демократические устои государства, законность и справедливость. Вступая в должность, Эмомали Рахмон произнес следующие слова: «Для установления мира в стране и возвращения всех беженцев на Родину я готов принести в жертву свою жизнь».

Руководству страны в короткие сроки удалось восстановить местную власть, организовать правопорядок, отрегулировать деятельность министерств, ведомств и госкомитетов республики. У людей появилась вера во власть в её стабильность и способность обеспечить общественную безопасность.

Таким образом, главный этап в истории мира и национального единства начинается с XVI сессии Верховного Совета Республики Таджикистан и избрания его председателем достойного сына народа, Героя Таджикистана уважаемого Эмомали Рахмона. Создание законного правительства, попытка наладить переговоры между правительством и оппозицией и, наконец, заявление Председателя Верховного Совета Республики Таджикистан Эмомали Рахмона о восстановлении мира в стране — это первые серьезные шаги к национальному единству.

Благодаря XVI Сессии народ Таджикистана как неотъемлемая часть мирового сообщества, поддерживающий свободу и права личности, признавая суверенитет государства, равенство и дружбу всех наций и народов, принял новую Конституцию. Принятие Конституции, выборы Президента Республики Таджикистан, выборы народных депутатов в Маджлиси Оли и местные собрания на основе новой Конституции и утверждение всех государственных структур привели нас к укреплению государственной власти, построению демократического общества и верховенства закона.

XVI сессия (двенадцатого созыва) ознаменовала начало законотворческой деятельности нового периода независимого Таджикистана. Как отмечают исследователи, «Историческая миссия этой сессии - предотвратить опасность гибели Республики Таджикистан, а также раскола нации».

XVI сессия Верховного Совета Таджикистана - большое событие, не имеющее себе равных в нашей новейшей истории, и именно благодаря ей мы достигли мирной и конструктивной жизни. По сути, эта сессия стала судьбоносной и спасительной для таджикского народа. Потому что она спасла таджикский народ от войны, решила судьбу государственной независимости Таджикистана и заложила прочный фундамент для стабильности национального единства и мира на нашей древней земле.

После XVI сессии Верховного Совета наша страна сделала твердые шаги по построению независимого демократического общества. В этот период Таджикистан получил новый флаг, герб и гимн. Столп его государственности - Национальная армия - создавали и укрепляли пограничные войска. Таджикистан стал членом влиятельных международных организаций и установил политические, экономические и культурные связи с наиболее развитыми странами мира. Урегулированы основы конституционного устройства и управления государством, введена в обращение национальная валюта.

В последующие годы были определены приоритетные направления политики государства, которые реализовываются в рамках четырех стратегических целей Таджикистана, таких как обеспечение энергетической независимости, выведение Таджикистана из коммуникационного тупика, защита продовольственной безопасности и ускоренная индустриализация страны.

Важными мероприятиями последних годов являются ввод в эксплуатацию двух агрегатов Рогунской ГЭС, которые считаются важным шагом на пути энергетической независимости страны.

Вывод страны из коммуникационного тупика является общенациональной задачей и важным фактором развития страны наряду с другими стратегическими целями. В этом ключе, в республике проделано достаточно работ по улучшению транспортной инфраструктуры в соответствии с международными стандартами: продолжается строительство и реконструкция железных и автомобильных дорог, мостов, тоннелей, что позволило выйти стране из коммуникационного тупика, превратив ее в транзитную страну в регионе.

Говоря о продовольственной безопасности, следует отметить, что в этом контексте предприняты существенные меры, направленые на улучшение уровня жизни населения. В годы независимости значительно увеличился объем производства сельскохозяйственной продукции и таким образом, республика обеспечивает сельхозпродукцией не только внутренний рынок, но и рынки стран-партнеров. Необходимо подчеркнуть, что развитие сельскохозяйственного производства является важным фактором на пути к обеспечению продовольственной безопасности в стране.

В целях реализации усилий Правительства страны по дальнейшему развитию Таджикистана и учитывая важность промышленности в решении экономических и социальных проблем, а также создания новых рабочих мест, Президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмон в Послании Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 26 декабря 2018 г. ускоренная индустриализация страны была объявлена четвертой стратегической целью. В настоящий момент для достижения этой цели, Правительство Республики Таджикистан усилило свою деятельность по привлечению прямых инвестиций, созданию новых производственных предприятий, вводу бездействующих предпрятий и созданию рабочих мест в стране.

Благодаря независимости, политической стабильности и национальному единству Таджикистан создал все необходимые основы для достижения стратегических национальных целей, а также смог завоевать высокий авторитет на международной арене, став членом самых важных международных мировых организаций таких как ООН, Содружество Независимых Государств, Организация Договора о коллективной безопасности, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Шанхайская организация сотрудничества, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии и другие.

Выступив впервые с высокой трибуны Генеральной Ассамблеи ООН, 29 сентября 1993 года, Президент Таджикистана уважаемый Эмомали Рахмон представил мировому сообществу конструктивные подходы внешней политики Республики Таджикистан с целью установления и дальнейшего укрепления сотрудничества со всеми странами мира на основе равноправия и взаимоуважения суверенитета.

Благодаря взвешенной внешней политике, наша страна заняла достойное место на международной арене и установила отношения со 180 странами мира.

Большинство политических инициатив, выдвинутых руководством Таджикистана, были приняты и поддержаны мировым сообществом. К числу этих инициатив относятся: решение внутреннего конфликта посредством переговоров, содействие решению политических и экономических проблем Афганистана, развитие регионального сотрудничества, ряд инициатив по рациональному использованию водных ресурсов, сотрудничеству в области энергетики, борьбе против терроризма, экстремизма и незаконного оборота наркотиков.

Эмомали Рахмон является автором четырех крупных глобальных инициатив: «Международный год чистой воды, 2003 г.», «Международное десятилетие действий «Вода для жизни, 2005-2015 гг.», «Международный год водного сотрудничества, 2013 г.» и Международное десятилетие действий «Вода для устойчивого развития, 2018-2028 годы».

Инициативы руководства Республики Таджикистан в решении в решении водных проблем, поддержанные со стороны ООН, перешли от уровня изучения до практической реализации международным сообществом. Данные инициативы в совокупности направлены на создание новой стратегии для человечества и обеспечение достойной жизни для жителей планеты.

Столица Таджикистана - город Душанбе в период независимости не раз был принимающей стороной для проведения мероприятий международного уровня, на которых внимание глав государств, правительств, руководителей авторитетных международных организаций в рамках успешной внешней политики нашей страны было привлечено к актуальным мировым проблемам.

В этом ключе следует отметить, что 6-9 июня текущего года в городе Душанбе состоится Вторая международная конференция высокого уровня, посвященная Международному десятилетию действий «Вода для устойчивого развития, 2018-2028 годы» под названием «Стимулирование действий и партнерства в области водных ресурсов на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях». Данная Конференция организовывается Правительством Республики Таджикистан в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций и другими партнерами и послужит центральным звеном к Конференции Организации Объединенных Наций по Среднесрочному десятилетию водных ресурсов (Нью-Йорк, 22-24 марта 2023 г.)

Таким образом, Республика Таджикистан в течение 30 лет Государственной независимости добилась заметных результатов в продвижении внешней политики и укреплении своего места на мировой арене, в чем велика заслуга Президента страны Эмомали Рахмона.

Формирование и реализация внешней политики, ядром которой является политика «открытых дверей», стала важной стратегией за годы Государственной независимости и доказала свою эффективность. Расширение и укрепление отношений со странами и организациями мира с соблюдением национальных интересов и партнерства составляют основу внешней политики Республики Таджикистан.

Наряду с этим, ситуация в современном мире обязывает народ Таджикистана, не останавливаясь на достигнутых успехах, двигаться в направлении дальнейшего обновления всех сфер жизни, свободного, демократического развития и создания современного и прогрессивного общества, которое будет привлекательным для жизни, работы и творчества, и самое главное — для полноценного воспитания новых поколений, призванных сохранить и обогатить вековые традиции и ценности своего народа.

Таджикистан страна с более 5500 летней историей, с древней культурой и вековыми традициями, родина великих династий и поэтов. С незапамятных времен обширная территория Центральной Азии, или как ее раньше называли Варазруд, включающая в себя регион между реками Амударья и Сырдарья, населяли предки таджиков, которые обладали высокой культурой и были локомотивом многих новшеств в торговле, развитии ремесел, ткачества, гончарства, при этом внедрили их не только в Центральной Азии, но и в Европе и Китае.
Таджикский этнос в разные исторические периоды испытал набеги греков, тюрков, арабов, монголов, но потомки таджиков смогли сохранить свою идентичность, язык, традиции и культуру.
Сегодня современный Таджикистан — это стремительно развивающаяся страна в Центральной Азии, которая устойчивыми шагами продвигается вперед под знаменем суверенитета и независимости.
Благодаря мудрому руководству Лидера нации, Президента Республики Таджикистан уважаемого Эмомали Рахмона, страна, восстановившись после тяжелых 90-х, уверенными шагами идет вперед к достижению устойчивого экономического роста путём поэтапного осуществления стратегических национальных целей. И именно с именем Лидера Нации Эмомали Рахмона связано дипломатическое признание нового Таджикистана.
Можно с уверенностью сказать, что за этот небольшой исторический период, Таджикистан достиг значительного прогресса в экономическом и социальном преобразовании, улучшении качества жизни населения и создании благоприятных условий для дальнейшего развития страны.
Формирование взвешенной внутренней и многовекторной внешней политики государства, стало важной стратегией, которая способствовала установлению дружественных отношений с более чем 180 странами мира и обеспечила твердую политическую позицию страны на международной арене.
Осуществляя многовекторную дипломатию, в основе которой лежит государственный интерес, как высшее мерило внешней политики, Таджикистан активно взаимодействует со всеми странами на основе принципа равноправия и взаимного уважения.
Благодаря этой политике, Таджикистан, активно взаимодействуя со многими странами мира и международными организациями, содействовал решению глобальных проблем и смог завоевать высокий авторитет на международной арене.
Став членом важных международных организаций, таких как ООН и её аффилированные структуры, ОБСЕ, ОИК, ЭКО, СНГ, ШОС, ОДКБ и другие, с которыми активно развивает сотрудничество, Таджикистан выступает за справедливую мировую систему, укрепление равноправного сотрудничества и партнерства всех стран мира, за обеспечение мировой и региональной безопасности путем конструктивного диалога и полномасштабного взаимодействия, позволяющего многократно увеличить возможности в решении общих проблем, содействовать всестороннему политическому и социально-экономическому развитию стран, а также обеспечить эффективное противодействие новым вызовам и угрозам.
В данном контексте, высшее руководство Таджикистана выдвинуло ряд глобальных инициатив, которые были приняты и поддержаны мировым сообществом.
Это, в частности, содействие решению политических и экономических проблем Афганистана, развитие регионального сотрудничества, инициативы по рациональному использованию водных ресурсов, сотрудничеству в области энергетики, а также обеспечению региональной безопасности, в том числе борьбе против терроризма, экстремизма и незаконного оборота наркотиков.
Четыре инициативы Республики Таджикистан в области управления водными ресурсами, поддержанные ООН, а также инициатива Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона об объявлении 2025 года Международным годом защиты ледников и определении даты Всемирного дня ледника, являются актуальными и своевременными в контексте заметно возрастающих проблем нехватки пресной воды и отрицательного воздействия изменения климата на состояние окружающей среды. В совокупности, эти инициативы направлены на создание новой стратегии для человечества и обеспечение достойной жизни для жителей планеты.
В заданном курсе, укрепление экономических связей, реализация инфраструктурных проектов, в том числе, активизация культурного диалога со всеми партнерами, несомненно, будет оказывать позитивное влияние на обеспечение социально-экономической стабильности и поступательному развитию стран региона.
С учетом нынешних реалий и с целью обеспечения устойчивого развития, Республика Таджикистан остается приверженной принципу «открытых дверей» во внешней политики и готова к широкому сотрудничеству с международными и региональными организациями и странами – партнёрами.
Это представляется особо важным в эпоху глобализации, когда страны становятся все более взаимосвязанными и одновременно уязвимыми перед растущими угрозами и вызовами современного мира.
Именно поэтому, в рамках своего взаимодействия на международной арене, Таджикистан всегда выступает за создание эффективных механизмов сотрудничества и консолидацию стремлений всех государств в деле формирования адекватных мер для противостояния современным угрозам и вызовам, а также устойчивого развития по всем сферам сотрудничества.

ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В РОССИИ

политика, культура, искусство, общество, спорт, туризм, здравоохранение, трудоустройство, получение виз, выезд заграницу

КОНТАКТЫ ПОСОЛЬСТВА

ПОСОЛЬСТВО В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:

подпишитесь на новости:

Фотогалереи