Референдум (6)

22 мая 2016 года, с 6-00 до 20:00 по московскому времени, в здании Посольства Республики Таджикистан в Российской Федерации прошел Всенародный референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию Республики Таджикистан.
Граждане Таджикистана, проживающие в городе Москве, Московской области и других регионов активно приняли участие во Всенародном референдуме по внесению изменений и дополнений в Конституцию Республики Таджикистан.
В том числе, таджикские студенты, представители интеллигенции, таджикские трудовые мигранты, которые работают в торговых центрах и строительных компаниях города Москвы, приняли участие в этом важном политически событии и свободно изъявили свою волю. Отрадно отметить, что среди голосующих граждан было большое количество женщин и молодежи. Многие граждане, принявшие участие в Референдуме пришли на участок с национальными флагами Таджикистана и этим самым показали свое уважение национальным и государственным ценностям.
Необходимо отметить, что граждане Таджикистана в Российской Федерации выполнили свой гражданский долг во имя развития и процветания страны, укрепления демократических ценностей и обеспечения долговременного мира и стабильности в стране.
Граждане Таджикистана, принявшие участие в Референдуме прибывали в Посольство не только из Москвы и Московской области, но и также из г. Санкт-Петербург, Владимирской области, г. Рязань и т.д.
Также среди проголосовавших были граждане, которые голосовали впервые. Алиеву Шахрому, которому на момент голосования исполнилось 18 лет, Посол Республики Таджикистан в Российской Федерации Имомуддин Сатторов по этому случаю подарил памятный подарок книгу «История таджиков».
В ходе голосования в здании Посольства Таджикистана в России присутствовали международные наблюдатели, которые отметили высокую явку и соблюдение международных норм и правил проведения референдума. Также участок по проведению референдума в Москве посетил член Центральной избирательной Комиссии России Василий Лихачев и ознакомился с ходом голосования. Представители СМИ России и других стран активно освещали данное мероприятие непосредственно с места голосования.

Пресс-служба Посольства РТ в РФ

19 мая 2016 года в Посольстве Республики Таджикистан в Москве состоялась встреча Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Таджикистан в Российской Федерации Имомуддина Сатторова с международными наблюдателями от Межпарламентской ассамблеи государств-участниц СНГ Вадимом Бекетовым и Исполкома СНГ Мариной Афониной которые будут осуществлять наблюдение за ходом Всенародного референдума по внесению изменений и дополнений в Конституцию Республики Таджикистан 22 мая 2016 года.
В ходе встречи международные наблюдатели были ознакомлены с ходом подготовки к Всенародному референдума по внесению изменений и дополнений в Конституцию Республики Таджикистан, который будет проходить в здании Посольства Республики Таджикистан в Москве. В частности, Посол отметил, что созданный участок по проведению референдума № 57 в здании Посольства согласно нормам законодательства Таджикистана полностью подготовлен для проведения этого мероприятия. И. Сатторов подчеркнул, что участковая комиссия по проведению референдума проделала громадную работу по информированию граждан Таджикистана, проживающих в России о предстоящем политическом мероприятии и создала необходимые условия для свободного волеизъявления граждан.
Международные наблюдатели в свою очередь отметили, что подготовительные работы по проведению Всенародного референдума прошли на должном уровне и соответствуют предписанным нормам законодательства Таджикистана и выразили надежду, что референдум пройдет в соответствии с международными нормами по проведению референдума.

Пресс-служба Посольства РТ в РФ

ВСЕНАРОДНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ ПО ВНЕСЕНИЮ

«ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ

РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН»

 

 

22 мая 2016 года с 06-00 до 20-00 часов по местному времени в зданиях Посольства Республики Таджикистан в Российской Федерации, Генерального консульства Республики Таджикистан в г. Екатеринбург и Генерального консульства Республики Таджикистан в г. Уфа состоится Всенародный референдум.

 

 

 

 

ВОСПОЛЬЗУЙТЕСЬ СВОИМ КОНСТИТУЦИОННЫМ ПРАВОМ!

 

 

 

Все граждане Республики Таджикистан, достигшие 18-летнего возраста, которые постоянно проживают или временно  находятся в Российской Федерации, имеют право участвовать во Всенародном референдуме.

 

 

 

Голосующие должны иметь при себе паспорт Республики Таджикистан.

 

 

Более подробная информация на сайтах:

www.tajembassy.ru

www.tajgenconsul-eka.ru

www.tajgenconsulufa.ru

www.kmir.tj

 

г. Москва, Гранатный переулок, 13

г.Екатеринбург, ул.Гражданская дом 2, литер "А"

г. Уфа, ул. Цурюпы 149

(Ахбори Маджлиси Оли  Республики Таджикистан, 1995 год, № 21, ст. 245; 2001 год, № 4, ст. 212; 2008 год, №12, часть 1, ст. 983)

Глава I.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие референдума Республики Таджикистан

Референдум Республики Таджикистан -  всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни.

Только путем референдума  изменяется и  дополняется  Конституция Республики Таджикистан.

Решения, принятые всенародным референдумом, обладают высшей юридической силой, в  каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории  Таджикистана.

Статья2. Вопросы, не являющиеся предметом референдума Республики Таджикистан

В соответствии  со статьей 100 Конституции Республики Таджикистан республиканская форма правления, территориальная целостность, демократическая, правовая, светская и социальная сущность государства неизменны и вынесению на референдум Республики Таджикистан не подлежат.

На всенародный референдум не могут выноситься вопросы о границах Республики Таджикистан, налогах, бюджете, административно-территориальном  делении, принятии чрезвычайных и неотложных мер по охране общественного порядка, защите здоровья и безопасности граждан, изменении статуса и территориальной целостности Горно-Бадахшанской автономной области, а также вопросы,  связанные с  назначением  и  освобождением должностных  лиц, относящиеся к компетенции Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, совместного заседания Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, Президента Республики Таджикистан, а также вопросы, касающиеся выполнения обязательств по международным договорам республики.

Статья 3. Право граждан Республики Таджикистан на участие в референдуме

В референдуме имеют право участвовать граждане достигшие 18 лет и имеющие право голоса согласно законодательству Республики Таджикистан.

Не имеют право участвовать в референдуме лица, признанные судом недееспособными либо содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Граждане Республики Таджикистан участвуют в референдуме независимо от национальности, расы, пола, языка, вероисповедания, политических убеждений, социального и имущественного положения, образования. (ЗРТ от 31.12.08 г. №458)

Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав граждан Республики  Таджикистан на участие в референдуме запрещается и наказывается по закону.

 

Статья 4. Общие принципы проведения референдума

Граждане участвуют в референдуме свободно, непосредственно и лично.

Голосование на референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан запрещается.

Граждане Республики Таджикистан участвуют в референдуме на равных основаниях по месту своего постоянного или временного проживания. Каждый гражданин имеет один голос.

 

Статья 5. Законодательство о референдуме Республики Таджикистан

Законодательство о референдуме Республики Таджикистан состоит из Конституции Республики Таджикистан, настоящего конституционного Закона и других законов Республики Таджикистан.

Статья 6. Гласность при подготовке референдума

В ходе подготовки проведения референдума обеспечивается широкая гласность, участие общественности.

Политические партии, профсоюзы, другие общественные объединения, зарегистрированные в установленном законом порядке, государственные и общественные органы, участвующие в организации и проведении референдума, осуществляет свою деятельность открыто и гласно, с соблюдением действующего законодательства Республики Таджикистан.

Политическим партиям, профессиональным союзам, другим общественным объединениям, трудовым коллективам и гражданам гарантируется право беспрепятственной агитации за или против вопроса,  выносимого на референдум.

В день голосования агитация запрещена.

Постановления, связанные с референдумом, и вопросы, вносимые на референдум, подлежат  опубликованию в официальных средствах массовой информации в течение десяти дней после их принятия Президентом Республики Таджикистан или Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан.

Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения референдума, их представителям гарантируется беспрепятственный доступ на все собрания и заседания, связанные с референдумом, и получение соответствующей информации.

Комиссии референдума своевременно информируют население о своем составе, месте нахождения и времени работы, об образовании  участков для голосования и списках граждан,  имеющих право участвовать в референдуме.

Национальные и международные наблюдатели, представители средств массовой информации вправе присутствовать в день референдума на заседаниях комиссий референдума при подсчете голосов и определении результатов референдума с предъявлением уполномочивающего документа. Политические партии, профсоюзы общественные объединения, зарегистрированные согласно законодательству Республики Таджикистан, вправе в установленном порядке назначать в день референдума по одному наблюдателю в каждом участке по проведению референдума для осуществления наблюдения (ЗРТ от 31.12.08 г. №458)

Политические партии, профсоюзы, другие общественные объединения  сообщают в письменной форме соответствующим комиссиям референдума о своих представителях не позднее чем за пять дней до референдума.

С целью обеспечения открытости и прозрачности проведения референдума приглашаются международные наблюдатели.

Деятельность международных наблюдателей регулируется в соответствии с настоящим Конституционным законом, другими нормативными правовыми актами Республики Таджикистан и международными правовыми актами, признанными Таджикистаном.

Международные наблюдатели получают разрешение в установленном порядке и аккредитируются в Центральной комиссии по выборам и референдумам Республики Таджикистан при наличии приглашения. Приглашение высылается соответствующим органом Республики Таджикистан после официального опубликования решения о назначении даты референдума.

Национальные и международные наблюдатели обязаны соблюдать Конституцию Республики Таджикистан, законы Республики Таджикистан, международные правовые акты, признанные Таджикистаном, и составлять свои заключения на основании  очевидных наблюдений и материалов.

Центральная комиссия по выборам и референдумам Pecпублики  Таджикистан выдает международным наблюдателям удостоверения установленного образца об их аккредитации. Данное удостоверение дает право международному наблюдателю осуществлять наблюдение в период подготовки и проведения референдума. Междунapoдныенаблюдатели на территории Республики Таджикистан находятся  под защитой государства.

Международные наблюдатели осуществляют свою деятельность самостоятельно и свободно. Материальное и финансовое обеспечение их деятельности осуществляется за счет направившей их стороны или за их личный счёт.

Центральная комиссия по выборам и референдумам Республики Таджикистананнулируетаккредитациюмеждународных наблюдателей в случае нарушения ими законов Республики Таджикистан, принципов и общепризнанных международных правовых норм.

Национальные и международные наблюдатели имеют право:

- ознакомиться со списком граждан, участвующих в референдуме;

-    находиться  в помещении для  голосования  с  начала   работы участковой комиссии и до ее завершения;

- наблюдать за выдачей бюллетеней для голосования:

-  наблюдать за подсчетом  голосов участников  референдума   в условиях,  обеспечивающих наблюдение за процессом подсчета бюллетеней для голосования:

- ознакомиться с протоколами  участковых  комиссии по результатам     голосования  и  окружных  комиссий по итогам голосования;

- доводить до сведения представителей комиссий по референдуму свои наблюдения без вмешательства в их работу;

- обжаловать решение, действие (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию или в суд.

Национальные и международные наблюдатели не имеют право:

- выдавать бюллетени голосования участникам референдума:

- расписываться    по    просьбе   участников    референдума при получении бюллетеня или заполнять бюллетень;

- воздействовать на  участников   референдума, вмешиваться в процесс   голосования,   совершать   какое-либо действие, мешающее тайне голосования:

- участвовать непосредственно в  подсчете бюллетеней, производимом членами комиссии;

- совершать какое-либо действие,    препятствующее работе комиссии  по проведению референдума, или участвовать при принятии решения соответствующей комиссией по проведению референдума:

- использовать  свой   статус  для   осуществления   действий, не связанных с наблюдением за ходом референдума. (ЗРТ от 31.12.08 г. №458)

Статья 7. Материальное обеспечение референдума

Расходы, связанные с подготовкой и проведением референдума, с момента принятия решения о его назначении, производится за  счет  государственного бюджета Республики Таджикистан.

Государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации, бесплатно предоставляют в распоряжение комиссий референдума помещения и оборудования, необходимые для подготовки и проведения референдума. Здания и оборудование негосударственных предприятий и   организаций  будут  использованы   на   арендной   основе  за  счет средств  республиканского   бюджета  для  деятельности   комиссий   но проведению референдумов.(ЗРТ от 31.12.08 г. №458)

Глава II.

НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА

 

Статья 8. Право назначения референдума

Референдум назначается Президентом  Республики Таджикистан  или Маджлиси намояндагон  Маджлиси  Оли  Республики  Таджикистан.

Статья 9. Внесение предложений о референдуме

Предложения о внесении изменений и дополнений в Конституцию  вносятся  Президентом  или  минимум одной третью от общего числа членов Маджлиси милли и депутатов Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан.

Инициатива по внесению предложений о референдуме, кроме вопроса, указанного в части первой настоящей статьи, принадлежит не менее одной трети от общего числа членов Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан или не менее одной трети от общего числа депутатов Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан.

Статья 10. Порядок реализации права инициативы внесения предложения о проведении референдума

Предложения о проведении референдума представляется Президенту Республики Таджикистан или Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан.

Предложение о проведении референдума должно содержать следующее: обоснование необходимости проведения референдума, четкую формулировку вопросов, предлагаемых на референдум и подписей не менее одной  трети от общего числа членов Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан или не менее одной трети от общего числа депутатов Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, а при внесении изменений и дополнений в Конституцию не менее чем  одной  третьи  от  общего числа членов  Маджлиси  милли  и депутатов Маджлиси намояндагон.

Конституционный   суд   Республики   Таджикистан   определяет соответствие проектов изменений и дополнений, вносимых в Конституцию Республики Таджикистан, проектов законов и других вопросов, выносимых на всенародный референдум, Конституции Республики Таджикистан.

Президент Республики Таджикистан или Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики  Таджикистан рассматривает поступившие материалы о проведении референдума Республики Таджикистан не позднее шести месяцев со дня  поступления  требования о проведении   референдума.

Статья  101.  Порядок  рассмотрения   вопросов,   выносимых   на референдум

Президент Республики Таджикистан или Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан в течение 10 дней со дня поступления документов и приложенных к ним материалов по референдуму направляют их в Конституционный суд Республики Таджикистан. Обращение в Конституционный суд Республики Таджикистан осуществляется в соответствии с Конституционным законом Республики Таджикистан «О Конституционном суде Республики Таджикистан». Рассмотрение Конституционным судом Республики Таджикистан соответствия проектов изменений и дополнений, вносимых в Конституцию Республики Таджикистан, проектов законов и других вопросов, выносимых на всенародный референдум, Конституции Республики Таджикистан осуществляется в порядке и сроки, установленные Конституционным законом Республики Таджикистан «О Конституционном суде Республики Таджикистан».

В случае признания Конституционным судом Республики Таджикистан вопросов, выносимых на референдум Республики Таджикистан, соответствующими Конституции Республики Таджикистан, Президент Республики Таджикистан или Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан принимают решение   о   проведении    всенародного    референдума    и    вопросов, связанных   с   ним   не   позднее   15   дней   со   дня   принятия   решения Конституционным судом Республики Таджикистан.

В случае признания Конституционным судом Республики Таджикистан вопросов, выносимых на референдум Республики Таджикистан, не соответствующими Конституции  Республики Таджикистан все процедуры, предусмотренные настоящим Конституционным законом, прекращаются.  (ЗРТ от 31.12.08 г. №458)

Статья 11. Принятие решения по предложению о проведении референдума

Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан по предложению о проведении референдума вправе принять с учетом  заключений соответствующих  комитетов и комиссий, а также Конституционного суда Республики Таджикистан одно из следующих решений: (ЗРТ от 31.12.08 г. №458)

а) о назначении референдума, даты его проведения и мерах по  его обеспечению;

б) об отклонении предложения о назначении референдума;

в) о принятии закона или иного решения, предлагаемого в предложении о проведении референдума, без последующего проведения референдума.

Решение по вопросу о проведении референдума, за исключением случаев, предусмотренных  статьей 12 настоящего Конституционного закона, принимается, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан.

Статья 12. Принятие решений по предложению о внесении изменений и дополнений в  Конституцию Республики Таджикистан

Постановление о принятии предложения по внесению изменений и дополнений  в Конституцию Республики Таджикистан принимается Президентом Республики Таджикистан или минимум одной третьи от общего числа членов и депутатов Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан.

Постановление о проведении референдума по внесению изменений и дополнений в Конституцию Республики Таджикистан принимается  Президентом Республики Таджикистан или не менее чем двумя третями от общего числа депутатов Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан.

Предложения по изменению и дополнению Конституции публикуются в печати за три месяца до референдума.

Если Маджлиси  намояндагон  Маджлиси  Оли  Республики Таджикистан отклонил предложение о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Таджикистан, то оно вносится заново не ранее чем через год.

Статья 13. Срок проведения референдума

Референдум не может проводиться ранее двух месяцев и позднее четырех месяцев со дня принятия постановления о его проведении.

Этот срок может быть изменен Президентом Республики Таджикистан или Маджлиси  намояндагон  Маджлиси  Оли Республики Таджикистан.

Глава III.

ПОДГОТОВКА К РЕФЕРЕНДУМУ

Статья 14. Округа и участки по проведению референдума

Округа по проведению референдума образуются Центральной комиссией по выборам и референдумам в границах районов, городов республиканского и областного подчинения. В городе Душанбе округа образуются  в границах его районов. В случае, если район находится в административном подчинении городского  Маджлиса  народных  депутатов,  то территории  данного района и города, являющегося его административным центром, включается в один округ.

Списки округов с указанием их границ и местонахождения окружных комиссий публикуются Центральной комиссией по выборам и референдумам Республики Таджикистан не позднее десяти дней после назначения референдума.

Участки референдума образуются окружными комиссиями референдума в порядке и нормах,  установленных статьями 21, 22 Конституционного закона Республики Таджикистан "О выборах Маджлиси Оли Республики Таджикистан".

При проведении референдума в двухмесячный срок участки референдума образуются не позднее чем на двадцать пятый день  после назначения референдума.

В случае проведения референдума в один день с выборами в Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан избирательные участки являются одновременно и участками референдума.

 

Статья 15. Комиссии по проведению референдума

Для подготовки и проведения референдума  Республики Таджикистан образуются следующие комиссии:

а) Центральная комиссия по выборам и референдумам Республики Таджикистан;

б) окружные комиссии по проведению референдума;

в) участковые комиссии по проведению референдума.

Полномочия окружной и участковой комиссии по проведению референдума возникают с момента их образования и  прекращаются  по  истечении одного месяца с момента опубликования результатов референдума.

 

Статья 16. Образование комиссий по проведению референдума

Центральная комиссия по выборам и референдумам Республики Таджикистан, как постоянно действующий орган, образуется в соответствии со статьей 11 Конституционного закона Республики Таджикистан "О выборах Маджлиси Оли Республики Таджикистан".

Окружные комиссии по проведению референдума  образуются в соответствии со статьей 13  Конституционного закона Республики Таджикистан "О выборах Маджлиси Оли Республики Таджикистан".

Участковые комиссии по проведению референдума образуются в соответствии со статьями 16 и 17 Конституционного закона Республики Таджикистан "О выборах Маджлиси Оли Республики Таджикистан".

При представительствах Республики Таджикистан в иностранных государствах функции председателя участковых комиссий по проведению референдума осуществляет руководитель представительства.

Статья 17. Полномочия Центральной комиссии по выборам и референдумам Республики  Таджикистан

Центральная комиссия по выборам и референдумам Республики Таджикистан:

1) осуществляет на всей территории республики контроль за исполнением настоящего Конституционного закона и обеспечивает его единообразное применение, в пределах своих полномочий издает инструкции и разъясняет настоящий Конституционный закон;

2) образует округа референдума;

3) образует окружные комиссии по проведению референдума и публикует сведения о месте их нахождения;

4) направляет работу комиссий по проведению референдума, определяет порядок внесения изменений в их состав, самостоятельно либо по представлению Генерального прокурора Республики Таджикистан отменяет решения окружных комиссий по проведению референдума, если эти решения противоречат настоящему Конституционному закону;

5) решает вопросы о приписке к округу референдума участков референдума, образуемых за пределами Республики Таджикистан;

6) распределяет денежные средства по окружным комиссиям по проведению референдума,  контролирует обеспечение окружных комиссий помещениями, транспортом, средствами связи, рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения референдума;

7) устанавливает формы бюллетеней референдума, списков граждан, имеющих право участвовать в референдуме, протоколов заседаний комиссий по проведению референдума, других документов референдума, образцы ящиков для голосования и печатей комиссий по проведению референдума,  порядок хранения документации референдума;

8) устанавливает порядок участия национальных и международных наблюдателей, представителей местных и зарубежных средств массовой информации, обеспечивает их соответствующими документами; (ЗРТ от 31.12.08 г. №458)

9) заслушивает сообщение руководителей министерств, государственных  комитетов и ведомств Республики Таджикистан, местных исполнительных органов государственной власти и общественных объединений по вопросам  подготовки и проведения референдума;

10) подводит итоги проведения референдума в  целом по Республике Таджикистан;

11) устанавливает результаты референдума и публикуют их в печати;

12) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия комиссий по проведению референдума;

13) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Конституционным законом и другими законами Республики Таджикистан.

 

Статья 18. Полномочия окружной комиссии по проведению референдума

Окружная комиссия по проведению референдума:

1) осуществляет контроль за  выполнением настоящего Конституционного закона на территории округа;

2) образует участки референдума. Устанавливает их нумерацию, образует участковые комиссии по проведению референдума и координирует их деятельность;

3) заслушивает сообщения местных исполнительных органов государственной власти, руководителей предприятий и организаций, независимо от организационно-правовых форм по вопросам,  связанным с подготовкой и проведением референдума;

4) распределяет средства между участковыми комиссиями, транспортом, средствами связи и рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения референдума на территории округа;

5) наблюдает за составлением  списков  граждан, имеющих право участвовать в референдуме и представляет списки для всеобщего ознакомления;

6) обеспечивает снабжение бюллетенями для голосования участковых комиссий по проведению референдума;

7) устанавливает и передает в Центральную  комиссию по выборам и референдумам результаты голосования на референдуме по округу;

8) рассматривает заявление и жалобы на решения и действия  участковых комиссий и принимает по ним решения;

9) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Конституционным законом и другими законодательными актами Республики Таджикистан.

 

Статья 19. Полномочия участковой комиссии по проведению референдума

Участковая комиссия по проведению референдума:

1) составляет по участку списки граждан, имеющих право  участвовать в референдуме;

2) ознакомляет граждан со списком, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке и решает вопрос о внесении в них соответствующих изменений;

3) принимает от граждан, не имеющих возможности в день референдума находиться по месту своего жительства и участвовать в голосовании, запечатанные в конверты их решения и обеспечивает тайну волеизъявления голосующих;

4) оповещает  население  о  местонахождении  участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне референдума и месте голосования;

5) обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для приема бюллетеней и другого оборудования;

6) организует голосование на участке в день референдума;

7) производит подсчет голосов, поданных на участке;

8) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки референдума, организации голосования и принимает по ним решения;

9) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Конституционным законом и другими законодательными актами Республики  Таджикистан.

При одновременном проведении референдума и выборов в Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан полномочия участковых комиссий по проведению референдума осуществляют  участковые  избирательные  комиссии.

Статья 20. Членство в комиссиях по проведению референдума

Член комиссии по проведению референдума должен быть нейтральным и объективным при исполнении своих полномочий.

Член комиссии может быть освобожден от исполнения своих обязанностей по личному заявлению, а также в случае лишения полномочий.

Право лишения члена комиссии полномочий принадлежит органу, образовавшему комиссию, при нарушении им требований настоящего Конституционного закона или систематическом игнорировании своих обязанностей. В случае необходимости новый член комиссии назначается в порядке, установленном настоящим Конституционным законом.

Одно и  тоже лицо может быть членом только одной комиссии по проведению референдума.

 

Статья 21. Организация работы комиссий по проведению референдума

Заседание комиссии по проведению референдума является  правомочным,  если в нем принимает участие не менее двух третей состава комиссии. Решение комиссий принимается открытым голосованием  большинством голосов от общего состава присутствующих членов комиссии. Члены комиссии, не согласные с ее решением, вправе высказывать особое мнение, которое в письменной форме прилагается к протоколу. В случае разделения голосов голос председательствующего является решающим.

Решение комиссии по проведению референдума, принятое в пределах ее полномочий,  обязательно для исполнения нижестоящими комиссиями, а также всеми государственными органами, политическими партиями, общественными объединениями, трудовыми коллективами, руководителями предприятий, учреждений и организаций, независимо от организационно-правовых форм.

Государственные органы и органы общественных объединений, предприятий, учреждений,  должностные лица обязаны содействовать комиссиям по проведению референдума в осуществлении ими своих  полномочий,  предоставлять необходимые для их работы сведения.

Комиссия по проведению референдума имеет право обращаться по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума, в государственные органы, общественные объединения, к предприятиям, организациям, независимо от организационно-правовых форм должностным лицам, которые обязаны рассмотреть поставленный вопрос и дать комиссии ответ не позднее чем в трехдневный срок.

Председатель, заместитель председателя,  секретарь либо другой член комиссии по ее решению может освобождаться в период подготовки и проведения референдума от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за  счет  средств, выделяемых на проведение референдума.

 

Статья 22. Рассмотрение жалоб на решение комиссий по проведению референдума

Решения комиссий по проведению референдума могут быть обжалованы органами политических партий и других общественных организаций, местными исполнительными органами государственной власти, трудовыми коллективами, гражданами Республики Таджикистан в вышестоящую комиссию по проведению референдума или в суд в течении десяти дней после принятия решения. Решения Центральной комиссии  по выборам и референдумам могут быть обжалованы в Верховный суд Республики Таджикистан в течение трех дней после ее поступления, а если до дня референдума осталось меньше шести дней - незамедлительно.

 

Статья 23. Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме

Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме, составляются, оглашаются, уточняются и обжалуются в таком же порядке, как и списки избирателей, в соответствии со статьями 23, 24 и 25 Конституционного закона Республики Таджикистан "О выборах Маджлиси Оли Республики Таджикистан".

При одновременном проведении референдума и выборов в Маджлиси намояндагон Маджлиси  Оли  Республики Таджикистан составляются единые списки для выборов и референдума.

 

Статья 24. Обеспечения права граждан в референдуме при  перемене места жительства

В период после представления списка граждан, имеющих право участвовать в референдуме, для всеобщего ознакомления и до дня референдума гражданин, не имеющий возможности  в день референдума находиться по месту жительства (выезд в командировку, направление в лечебное учреждение и другие аналогичные причины),  имеет право по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность, затребовать у участковой комиссии бюллетень для голосования, принять решения в отношении вопросов, включенных в бюллетень и передать участковой комиссии этот бюллетень в запечатанном конверте. Об этом в списке граждан участковая комиссия делает соответствующую отметку. Запечатанный конверт в присутствии гражданина скрепляется печатью.

Участковая комиссия по проведению референдума несет ответственность за сохранение конверта.

 

Статья 25. Бюллетень для голосования

В бюллетене для голосования воспроизводятся текст поставленного на референдум вопроса или проекта решения и варианты  волеизъявления голосующего - "да" и "нет".

В случае проведения референдума по проектам различных решений все проекты предложенных на референдум решений печатаются на различных по цвету бюллетенях, голосуются отдельно и независимо друг от друга.

Форма и текст бюллетеней для голосования утверждаются Центральной комиссией по выборам и  референдумам не позднее чем за 30 дней до референдума. Центральная комиссия также обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими окружных комиссий.

Бюллетени для голосования печатаются на государственном языке и на языке, которым пользуется большинство населения округа.

Окружная комиссия обеспечивает бюллетенями для голосования участковые комиссии не  позднее  чем  за три дня до дня референдума.

Выдачу и получение бюллетеней председатель либо заместитель председателя или секретарь окружной  и  участковой  комиссии  подтверждают своей подписью.

Помещения, в котором находятся бюллетени для голосования, отпечатываются и сдаются под охрану органам внутренних дел.

 

Глава IV.

ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ И ПОДВЕДЕНИЯ

ИТОГОВ РЕФЕРЕНДУМА

 

Статья 26. Время и место голосования

На референдуме Республики Таджикистан голосование проводится  в день референдума с 6 до 20 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая комиссия оповещает граждан не позднее чем за десять дней до дня референдума.

На участках образованных при представительствах Республики Таджикистан в иностранных государствах, в санаториях, домах отдыха, больницах и других стационарных лечебных учреждениях, в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, участковая комиссия может объявить голосование законченным в любое время,  если  проголосовали  все  граждане включенные в списки.

Статья 27. Организация голосования

Голосование проводится в специально отведенных помещениях, в которых должны быть оборудованы в достаточном количестве кабины или комнаты для тайного голосования, определены места выдачи бюллетеней и установлены ящики для приема бюллетеней. Они устанавливаются таким образом, чтобы голосующие при подходе к ним обязательно проходили через кабины или комнаты для тайного голосования.

Ответственность за организацию голосования, обеспечение тайны волеизъявления граждан, оборудование помещений и поддержание в них необходимого порядка несет участковая комиссия.

В день референдума перед началом  голосования  ящики для  приема бюллетеней  проверяются,  пломбируются или опечатываются председателем участковой комиссии,  в присутствии всех членов комиссии, а также с участием представителей (наблюдателей) средств массовой информации, присутствующих в помещении для голосования.

Каждый гражданин голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Бюллетени выдаются участковой комиссией на основании списка граждан участка по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина. Каждый гражданин расписывается в получении  бюллетеня против своей фамилии в списке граждан, имеющих право участвовать в референдуме.

 

Статья 28. Порядок голосования

Бюллетень референдума заполняется голосующим в кабине или комнате для тайного голосования. При заполнение бюллетеня запрещается присутствие других лиц, кроме голосующего. Гражданин, не имеющий возможности самостоятельно  заполнить бюллетень,  вправе пригласить в кабину или комнату другое лицо по своему усмотрению, кроме лиц, входящих в состав комиссии по проведению референдума.

Участвующий в референдуме зачеркивает один из содержащихся в бюллетене ответов: "да" или "нет".

Если на референдум выносилось одновременно несколько вопросов, то голосующие заполняют бюллетень по каждому из них.

Заполненный бюллетень голосующий опускает в ящик для голосования.

В случаях, когда отдельные граждане по состоянию здоровья или по другим причинам не могут прибыть в помещение для голосования, участковая  комиссия по их просьбе поручает отдельным членам комиссии организовать голосование в месте пребывания этих граждан, о чем делается отметка в списке граждан.

Граждане по каким-либо причинам не включенные в список, на основании документа,  удостоверяющего личность и место жительства, включаются в приложение к списку граждан.

 

Статья 29. Подсчет голосов

После заявления председателя об окончании голосования в присутствии членов участковой  комиссии в ящики для голосования опускаются закрытые конверты с бюллетенями, использованными при досрочном голосовании. Перед вскрытием ящиков для голосования участковая комиссия подсчитывает и погашает все неиспользованные бюллетени,  о чем составляется протокол.

Ящики с бюллетенями вскрываются участковой комиссией  в  присутствии всех ее членов после объявления председателем комиссии об окончании голосования. Вскрытие ящиков до окончания голосования запрещается.

На основании списков для голосования, в том числе дополнительных, с учетом поданных заявлений граждан о досрочном голосовании, заявлений о голосовании на дому, комиссия подсчитывает общее число граждан на участке, а также число граждан, получивших бюллетени. Подсчет бюллетеней,  находящихся в переносном ящике для голосования, производится отдельно.  При этом количество бюллетеней сверяется с количеством поданных письменных заявлений с просьбой о голосовании на дому. По числу находящихся в ящиках для голосования бюллетеней комиссия  устанавливает:

число граждан, принявших участие в голосовании;

число голосов, поданных с ответом "да" по вынесенному на референдум вопросу или предложению;

число голосов, поданных с ответом "нет" по вынесенному в референдум вопросу или предложению;

число бюллетеней признанных недействительными.

Недействительными признаются бюллетени, в которых не вычеркнут ни один из вариантов ответа либо вычеркнуты оба, а также бюллетени неутвержденного образца. В случае сомнений в  действительности бюллетеня решение принимает участковая комиссия, фиксируя количество таких случаев в протоколе.

Результаты голосования подсчитываются на каждом участке для голосования. Если на референдум выносилось одновременно несколько  вопросов, подсчет голосов по каждому из них осуществляется отдельно.

 

Статья 30. Протокол по итогам голосования

Итоги подсчета голосов проверяются, обсуждаются на заседании участковой комиссии и заносятся в протокол,  составляемый в  двух  экземплярах.

Протокол заполняется чернилами или шариковыми ручками, подписывается всеми членами участковой комиссии и заверяется печатью.

Первый экземпляр протокола доставляется в окружную комиссию, второй - остается на хранении в участковой комиссии.

Окружная комиссия на основании протокола участковых комиссий суммирует полученные данные, проверяет их и после обсуждения составляет итоговый протокол в двух экземплярах,  подписанный председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, заверенный печатью. Первый экземпляр протокола немедленно отсылается или  передается другим способом в Центральную  комиссию по выборам и референдумам.

Окружные и  участковые  комиссии  по проведению референдума после подсчета голосов сдают копии протоколов и бюллетени в опечатанном  виде, в том числе и погашенные, в соответствующие Хукуматы, где они хранятся в течении двух месяцев, а затем уничтожаются, если за это время результаты референдума не были опротестованы.

Сообщение о результатах референдума по округу публикуется в печати соответствующей окружной комиссии в сроки, установленные Центральной комиссией по выборам и референдумам Республики Таджикистан. В сообщении указываются общее число граждан, включенных в списки по округу, число граждан, принявших участие в голосовании, число ответов "да" и число ответов "нет", полученных отдельно на каждый из поставленных на референдум вопросов, число бюллетеней, признанных недействительными.

 

Статья 31. Подведение итогов референдума

Центральная комиссия по выборам и референдумам Республики Таджикистан на основании протоколов всех окружных комиссий по проведению референдума определяет:

число граждан, имеющих право участвовать в референдуме;

число граждан, получивших бюллетени;

число граждан, принявших участие в голосовании;

число голосов, поданных с ответом "да" по вынесенному на референдум вопросу или предложению;

число голосов, поданных с ответом "нет" по вынесенному на референдум вопросу или предложению;

число бюллетеней, признанных недействительными.

Референдум признается несостоявшимся, если в голосовании приняло участие менее половины граждан республики, имеющих право на участие в референдуме. В этом случае референдум по тому же вопросу  может  быть проведен не ранее чем через два года.

Решение по вынесенным на референдум вопросам считаются принятыми, в том числе и по вопросам внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Таджикистан, если за них проголосовало более  половины граждан республики, принявших участие в референдуме.

Если на референдум выносились альтернативные варианты решения и ни один из них не получил необходимого количества голосов, то все варианты считаются отклоненными и их повторное вынесение на референдум может состояться не ранее чем через год.

Результаты референдума могут быть признаны недействительными из-за допущенных  в  ходе  референдума или при подсчете голосов нарушений настоящего Конституционного закона, повлиявших на результаты голосования. В случаях обнаружения таких нарушений  результаты  референдума могут быть обжалованы в Верховный суд Республики Таджикистан в течение месяца.

В случае признания Верховным судом Республики Таджикистан результатов референдума недействительными, в соответствии с определенным настоящим Конституционным законом порядком, в двухмесячный срок проводится повторный референдум.

 

Статья 32. Опубликование и вступление в силу решения, принятого на референдуме

Итоги референдума доводятся до сведения населения Республики Таджикистан через средства массовой информации Центральной комиссией по выборам и референдумам Республики Таджикистан не позднее десяти дней со дня окончания голосования.

В случае признания результатов голосования по какому-либо округу или участку недействительными Центральная комиссия по выборам и референдумам Республики Таджикистан  вправе поручить соответствующей комиссии провести в течение двух недель в данном округе или на участке повторное голосование. Решения Центральной комиссии по выборам и референдумам Республики Таджикистан  могут быть обжалованы в Верховный суд Республики Таджикистан в течение недели со дня их принятия.

Принятое на референдуме решение публикуются не позднее семи дней с даты последнего голосования по вопросу, вынесенному на референдум и вступает в силу в день опубликования, если в самом решении референдума не предусмотрен иной срок.

 

Статья 33. Изменение и отмена решения, принятого референдумом

Изменение либо отмена решения, принятого референдумом, производится только референдумом.

 

Статья 34. Ответственность за нарушение законодательства о референдуме

Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подкупа или иным путем свободному осуществлению гражданами их прав  на  участие  в референдуме Республики Таджикистан, а также государственные должностные лица, ответственные лица общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, независимо от организационно-правовых форм, члены  комиссий по проведению референдума, совершившие подлог документов,  приписку, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством.

            Президент

Республики Таджикистан                                                              Э. Рахмонов

                                                                                               г. Душанбе,  4 ноября 1995 года, 

                                                                                                                       №106


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

МАЖДЛИСИ ОЛИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

О ПОРЯДКЕ ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН "О РЕФЕРЕНДУМЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН"

Маджлиси Оли Республики Таджикистан  постановляет:

1. Ввести в действие Конституционный закон Республики Таджикистан "О референдуме Республики Таджикистан" со дня его официального опубликования.

2. Признать утратившим силу Закон Республики Таджикистан от 25 декабря 1991 года "О народном голосовании (референдуме)" (Ведомости Верховного Совета Республики Таджикистан 1992 г., № 3, ст. 34).

Председатель Маджлиси Оли

Республики Таджикистан                                                       С.  Раджабов

                                                                                   г. Душанбе, 4 ноября 1995 года,

                                                                                                            № 107

Согласно Решению Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Ресупублики Таджикистан 22 мая 2016 года состоится всенародный референдум о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Таджикистан.


1. Из названия и текста Конституции Республики Таджикистан на таджикском языке исключить слово «(Сарқонуни)».
2. В статье 1:
— дополнить частью второй следующего содержания:
«Форма правления Республикой Таджикистан является президентской.»;
— части вторую и третью соответственно считать частями третьей и четвёртой.
3.Часть первую статьи 5 текста на таджикском языке изложить в следующей редакции:
«Инсон, ҳуқуқ ва озодиҳои ӯ арзиши олӣ мебошанд.».
4. В части четвёртой статьи 7 текста на таджикском языке слова «марзиву маъмуриро» заменить словами «маъмурию ҳудудиро».
5. В статье 8:
— в части четвёртой слово «организации» заменить словом «объединения»;
— дополнить частью шестой следующего содержания:
«В Таджикистане запрещается деятельность политических партий других государств, создание партий национального и религиозного характера, а также финансирование политических партий зарубежными государствами и организациями, иностранными юридическими лицами и гражданами.».
6. В статье 14:
— в части второй слова «местной властей, органов местного самоуправления» заменить словами «местных органов государственной власти и самоуправления»;
— в части третьей слова «прав и свобод граждан» и «конституционного строя» соответственно заменить словами «прав и свобод человека и гражданина» и «основ конституционного строя, безопасности государства, обороны страны, общественной морали, здоровья населения».
7. В статье 15:
— часть первую изложить в следующей редакции:
«Гражданином Республики Таджикистан считается лицо, которое на день принятия Конституции являлся гражданином Республики Таджикистан, или в соответствии с законодательством Республики Таджикистан, или международными договорами Таджикистана приобрело гражданство Республики Таджикистан.»;
— в части второй слово «и» заменить словом «или»;
— часть третью изложить в следующей редакции:
«Порядок приобретения и прекращения гражданства Республики Таджикистан регулируется конституционным законом.».
8. В части второй статьи 16 слово «провозглашенными» заменить словом «установленными».
9. В части первой статьи 18 текста на таджикском языке слова «ҳаққи зиндагӣ» заменить словами «ҳуқуқ ба ҳаёт».
10. В части второй статьи 20 текста на таджикском языке слово «ҷиноӣ» заменить словом «ҷиноятӣ».
11. В части четвертой статьи 27 слово «Лица» заменить словом «Граждане».
12. Второе предложение части первой статьи 28 изложить в следующей редакции: «Гражданин вправе участвовать в создании политических партий, профессиональных союзов и других общественных объединений, добровольно входить в них и выходить из них.».
13. Часть третью статьи 32 после слов «политических партий» дополнить знаком «,» и словами «других юридических».
14. Часть вторую статьи 34 изложить в следующей редакции:
«Родители ответственны за воспитание и обучение детей, а совершеннолетние и трудоспособные дети ответственны за уход и социальное обеспечение своих родителей.».
15. В статье 37 текста на таджикском языке слово «пулӣ» заменить словом «пардохтшаванда».
16. В части первой статьи 38 текста на таджикском языке слово «туризм» заменить словом «сайёҳӣ».
17. В статье 40:
— в части первой текста на таджикском языке слово «ҷамъият» заменить словом «ҷомеа»;
— в части третьей текста на таджикском языке слово «дар» заменить словом «таҳти».
18. В части первой статьи 45 слова «обязанностью каждого» заменить словом «обязательной».
19. В статье 49:
— третье предложение части первой изложить в следующей редакции: «Депутатом Маджлиси намояндагон может быть избрано лицо не моложе 30 лет, имеющее только гражданство Республики Таджикистан, и высшее образование.»;
— часть пятую изложить в следующей редакции:
«Членом Маджлиси милли может быть избрано лицо не моложе 30 лет, имеющее только гражданство Республики Таджикистан, и высшее образование.»;
— дополнить частью седьмой следующего содержания:
«Член Маджлиси милли и депутат Маджлиси намояндагон после избрания или назначения на заседании Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон приносят присягу народу Таджикистана.»;
— часть седьмую считать частью восьмой и изложить в следующей редакции:
«Число членов Маджлиси милли и депутатов Маджлиси намояндагон, порядок их избрания или назначения определяются конституционным законом.».
20. Часть третью статьи 51 после слов «прекращения гражданства» дополнить словами «приобретения гражданства другого государства,», а в тексте на таджикском языке слова «ба қувваи қонунӣ даромадани ҳукми айбдоркунии суд» заменить словами «эътибори қонунӣ пайдо кардани ҳукми айбдоркунандаи суд,».
21. В пункте 1 части первой статьи 56 текста на таджикском языке слова «марзиву маъмурӣ» заменить словами «маъмурию ҳудудӣ».
22. В статье 61:
— в части второй слова «двух третей» заменить словами «трёх четвертей»;
— часть третью изложить в следующей редакции:
«Толкование Конституции в указанном порядке принимается Маджлиси намояндагон и одобряется Маджлиси милли в форме конституционного закона.».
23. В части второй статьи 64 текста на таджикском языке слово «қарордодҳои» заменить словом «шартномаҳои».
24. В статье 65:
— часть вторую изложить в следующей редакции:
«Кандидатом на пост Президента Республики Таджикистан может быть выдвинуто лицо не моложе 30 лет, имеющее только гражданство Республики Таджикистан, высшее образование, владеющее государственным языком и проживающее на территории республики не менее последних 10 лет.»;
— дополнить частью пятой следующего содержания:
«Ограничение, предусмотренное в части четвёртой данной статьи, не распространяется на Основателя мира и национального единства – Лидера нации. Правовой статус и полномочия Основателя мира и национального единства – Лидера нации определяются конституционным законом.».
25. В статье 69:
— в пункте 7 текста на таджикском языке слова «ба тасдиқи» заменить словами «барои тасдиқ ба»;
— пункт 12 исключить;
— в пункте 13 слова «По представлению Совета юстиции» исключить;
— в пункте 18 текста на таджикском языке слово «қарордодҳои» заменить словом «шартномаҳои»;
— пункты 13 — 30 соответственно считать пунктами 12-29.
26. Статью 71 дополнить частью пятой следующего содержания:
«Социальное обеспечение, обслуживание и охрану Президента Республики Таджикистан регулирует конституционный закон.».
27. В статье 73:
— часть третью изложить в следующей редакции:
«Члены Правительства после назначения Президентом Республики Таджикистан и утверждения указа на совместном заседании Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон приносят присягу Президенту Республики Таджикистан.»;
— часть третью считать частью четвёртой и после слов «Члены Правительства» дополнить словами «должны иметь только гражданство Республики Таджикистан и они».
28. В части первой статьи 74 текста на таджикском языке слово «қаламрави» заменить словом «ҳудуди».
29. Название главы шестой изложить в следующей редакции:
«МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И САМОУПРАВЛЕНИЯ».
30. В статье 76 слова «Местная власть состоит» заменить словами «Местные органы государственной власти состоят».
31. В статье 78:
— часть первую изложить в следующей редакции:
«Местным исполнительным органом государственной власти руководит председатель области, города и района.»;
— в части второй текста на таджикском языке слово «марзӣ» заменить словом «ҳудудӣ»;
— в части пятой слова «органов местной власти» заменить словами «местных органов государственной власти»;
— в части шестой слово «джамоат» заменить словом «Джамоат».
32. В части первой статьи 79 текста на таджикском языке слово «қаламрав» заменить словом «ҳудуд».
33. В статье 84:
— в части третьей слова «Организацию и порядок» заменить словами «Порядок создания, организации и»;
— в части пятой текста на таджикском языке слово «Ташкили» заменить словом «Таъсиси».
34. Статью 85 изложить в следующей редакции:
«Статья 85. На должность судей Верховного Суда, Высшего экономического суда, судов Горно – Бадахшанской автономной области, областей и города Душанбе избирается или назначается лицо не моложе 30 лет, имеющее только гражданство Республики Таджикистан, высшее юридическое образование и стаж работы в качестве судьи не менее 5 лет.
На должность судей городских и районных судов, военного суда, экономических судов Горно – Бадахшанской автономной области, областей и города Душанбе назначается лицо не моложе 25 лет, имеющее только гражданство Республики Таджикистан, высшее юридическое образование и профессиональный стаж работы не менее 3 лет. Предельный возраст деятельности в должности судьи устанавливается конституционным законом.
Лицо, впервые назначенное на должность судьи, в торжественной обстановке приносит присягу.».
35. В статье 86 слова «по представлению Совета юстиции» заменить словами «в порядке, установленном конституционным законом».
36. В статье 89:
— часть вторую изложить в следующей редакции:
«На должность судьи Конституционного суда избирается лицо не моложе 30 лет, имеющее только гражданство Республики Таджикистан, высшее юридическое образование и профессиональный стаж работы не менее 7 лет. Предельный возраст деятельности в должности судьи Конституционного суда устанавливается конституционным законом.»;
— дополнить частью третьей следующего содержания:
«Лицо, впервые избранное на должность судьи Конституционного суда, приносит присягу на сессии Маджлиси милли.»;
— часть третью считать частью четвёртой, в пункте 1) слова «правовых» заменить словами «нормативных правовых», а в тексте на таджикском языке слово «қарордодҳои» заменить словом «шартномаҳои»;
— часть четвёртую считать частью пятой.
37. В статье 91 текста на таджикском языке слово «ҷиноӣ» заменить словом «ҷиноятӣ».
38. В статье 93 текста на таджикском языке слово «қаламрави» заменить словом «ҳудуди».
39. В тексте Конституции Республики Таджикистан на таджикском языке слово «ҳақ» заменить словом «ҳуқуқ».
40. В ПЕРЕХОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ:
— часть 4 изложить в следующей редакции:
«4. Члены Маджлиси милли, депутаты Маджлиси намояндагон и члены Правительства после вступления в силу «Изменения и дополнения в Конституцию Республики Таджикистан» в установленном Конституцией и конституционными законами порядке приносят присягу.».

 

ШАРҲИ ЛОИҲА БО ЗАБОНИ ТОҶИКӢ дар PDF

 

ИНСТРУКЦИЯ

11 Апр 2016

ИНСТРУКЦИЯ ПО УЧАСТИЮ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ВО ВСЕНАРОДНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ ПО ВНЕСЕНИЮ «ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН»
Утверждена Постановлением Центральной комиссии по выборам и референдумам Республики Таджикистан от 24 февраля 2016 года №15.

ИНСТРУКЦИЯ
ПО УЧАСТИЮ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ВО ВСЕНАРОДНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ ПО ВНЕСЕНИЮ «ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая инструкция разработана в соответствии с требованиями статьей 6 и 17 Конституционного закона Республики Таджикистан «О референдуме Республики Таджикистан», статьи 6 Закона Республики Таджикистан «О периодической печати и других средствах массовой информации», статьи 22 Закона Республики Таджикистан «О телевидении и радиовещании», с учетом требований Конвенции «О стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств», ратифици-рованной Постановлением Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 8 октября 2003 года, № 918 и устанавливает порядок участия предста-вителей средств массовой информации на референдуме Республики Таджикистан.
1.2. Обеспечиваются свобода поиска, сбора, распространения информации о референдуме Республики Таджикистан, беспристрастное информационное освеще-ние процесса референдума в средствах массовой информации.
1.3. Средства массовой информации для информирования населения о референдуме Республики Таджикистан, о ходе агитационной кампании и итогах голосования осуществляют свою деятельность в рамках Конституции Республики Таджикистан, действующих законов республики, других международных правовых актов, ратифицированных Республикой Таджикистан и настоящей Инструкции.
Участие представителей зарубежных и отечественных средств массовой информации на референдуме Республики Таджикистан гарантируется Законом Республики Таджикистан «О периодической печати и других средствах массовой информации», Конвенцией «О стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств» и настоящей Инструкцией.
1.4. Деятельность представителей средств массовой информации на референдуме Республики Таджикистан регулируется Конституционным законом Республики Таджикистан «О референдуме Республики Таджикистан» и настоящей Инструкцией..

2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА РЕФЕРЕНДУМЕ
2.1. Деятельность отечественных и зарубежных средств массовой информации на референдуме Республики Таджикистан осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Республики Таджикистан.
2.2. Представители отечественных и зарубежных СМИ на референдуме Республики Таджикистан обязаны уважать и соблюдать Конституцию Республики Таджикистан и другие действующие нормативные правовые акты.
2.3. Запрещается распространение в средствах массовой информации сведений, содержащих государственную тайну или иную охраняемую законом тайну, и неверных сведений.
2.4. Представители средств массовой информации не имеют право вмешиваться в работу комиссий по проведению референдума.
По требованию членов комиссии по проведению референдума представитель СМИ предъявляет соответствующее удостоверение, выданное ему Центральной комиссией по выборам и референдумам и документ, удостоверяющий его личность и представительства от средства массовой информации.

Представители средств массовой информации имеют право:
— присутствовать на заседаниях Центральной комиссии по выборам и референдумам Республики Таджикистан, окружных и участковых комиссий по проведению референдума, обеспечить освещение их деятельности;
— иметь связи с политическими партиями, профессиональными союзами и другими общественными объединениями, имеющими право участвовать на референдуме;
— присутствовать на публичных агитационных мероприятиях, освещать в средствах массовой информации ход их проведения;
— присутствовать в участках по проведению референдума, помещениях для голосования, в том числе при голосовании, подсчете голосов, определении итогов голосования;
— ознакомиться с результатами рассмотрения жалоб и заявлений относительно нарушения законодательства по референдуму;
— информировать представителей комиссий по проведению референдума о своих наблюдениях, не вмешиваясь в их работу;
— свободно высказывать своё мнение о подготовке и проведении референдума после завершения голосования;
-представить Центральной комиссии по выборам и референдумам Республики Таджикистан свои выводы о ходе референдума.


Представители средств массовой информации не имеют право:
— находиться в кабине для голосования во время внесения голосующим отметок в бюллетени;
— воздействовать на голосующих, распространять любую пропагандистскую продукцию или литературу;
— спрашивать у голосующих о поддержке или не поддержке им выносимого на референдум вопроса;
— выдавать голосующим бюллетени голосования;
— расписываться по просьбе голосующего при получении бюллетеня;
— совершать какое-либо действие, мешающее тайне голосования;
— участвовать непосредственно в подсчете бюллетеней, производимом членами комиссии по проведению референдума;
— совершать какое-либо действие, препятствующее работе комиссии по проведению референдума;
— участвовать при принятии решения соответствующей комиссией по проведению референдума.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ
При ведении агитационной деятельности запрещается злоупотребление свободой слова и свободой средств массовой информации, в том числе призыв к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению территориальной целостности государства, призывы, направленные на пропаганду войны, других террористических или насильственных действий, порождающие социальную, расовую, национальную, этническую и религиозную ненависть.

 

ШАРҲИ ЛОИҲА бо забони тоҷикӣ

 

ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В РОССИИ

политика, культура, искусство, общество, спорт, туризм, здравоохранение, трудоустройство, получение виз, выезд заграницу

КОНТАКТЫ ПОСОЛЬСТВА

ПОСОЛЬСТВО В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:

подпишитесь на новости:

Фотогалереи